Педагог-психолог. Зачем он нужен в детском саду?
Часто родители узнав, что в детском саду работает психолог, задаются несколькими вопросами. Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен!
Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду? Начнем с самого главного- с целей и задач. Их основная задача — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, психолог в своей работе предусматривает все аспекты его развития:
Физическое развитие. Владение моторными умениями; ориентирование в движениях, жестами и движениями передавать выразительность ролевого поведения и т.п.
Социально-моральное развитие. Осознание задачи, планирование действий, умение исправлять свои ошибки, объединение с ровесниками на основе выполнения упражнений и задач и т.п.
Эмоционально-целостное развитие. Интерес к людям: их внешности, профессии, образа жизни. Уважение к родителям, родственникам, педагогам, сверстникам. Воздержание от ревности, соперничества, жадности и т.п.
Познавательное развитие. Развитие познавательных способностей: общих и логико-математических.
Речевое развитие. Развитие элементарных форм монологической речи, умение четко и логически высказывать свою мысль, активизировать словарь.
Художественно-эстетическое развитие. Эстетичное отношение к окружающей среде.
Креативное развитие. Развитие дивергентного мышления, творческого воображения. Нестандартные подходы к решению некоторых вопросов.
В чем же заключается работа психолога?
Основные направления работы: Просвещение, консультирование, диагностика, коррекция.
Диагностическая работа. Она включает в себя психологическое обследование детей (индивидуальное или групповое) с помощью различных методик. Это могут быть рисуночные тесты, беседа, работа с картинками и карточками, моделирование ситуаций в игре и т.п. С помощью диагностики ведется контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Если по результатам диагностики выявилась какая-то проблема (например, ребенок плохо запоминает, «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом ) психолог дает рекомендации педагогам и родителям по данной проблеме, проводит коррекционную работу с ребенком.
Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, цель которых — развить у ребенка нужное качество или функцию. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что для развития какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, направить ребенка, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал плохо засыпать после совместного просмотра с папой фильма «Мумия», тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
Обычно дети с удовольствием ходят к психологу потому, что на занятиях им интересно: они играют в различные игры, выполняют интересные задания, рассказывают сказки, рисуют, занимаются театральной деятельностью. Часто именно коррекционные занятия помогают малышу освоить программу, овладеть навыками социального взаимодействия, подготовиться к обучению в школе.
Консультирование. Оно бывает двух видов: плановое или по «запросу» родителей или воспитателей. Первое — психолог проводит в течение года по темам, которые актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. На них освещаются вопросы об особенностях развития детской психики и связанных с ними изменениях в поведении и усвоении детьми знаний и умений. О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы родители все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду. Те взрослые, которые не нашли возможности прийти, через некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик крохи, с нежеланием ребенка идти в сад. Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой…»
На консультациях «по запросу» — поднимаются любые проблемы, которые волнуют близких малыша. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.
Просвещение родителей и воспитателей ведется через оформление тематических стендов, уголков, буклетов. Иногда всего лишь прочитанная статья помогает разрешению накопившихся проблем, улучшению взаимоотношений с окружающими и со своим ребенком, помогает понять мотивы их поступков и выработать правильную тактику воспитания.
Главная задача просвещения — донести до родителей важность воспитательного процесса именно со стороны родителей, помочь и подсказать, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации, как найти общий язык со своим ребенком, не навредив ему.
Очень важным пунктом работы практического психолога является подготовка ребенка к обучению в школе. На любом коррекционно-развивающем занятии обязательно присутствуют упражнения, игры или мини-этюды, подготавливающие ребенка к обучению в школе.
Психолог поможет родителям в общении с ребенком, раскроет новые грани характера малыша, поможет ему стать уверенным, общительным и жизнерадостным.
Как происходит знакомство малыша и психолога? Обычно психолог предлагает родителям детей заполнить индивидуальную карту развития. В ней, как правило, бывают вопросы о семейном положении, особенностях течения беременности и родов, родовых травмах, если таковые были, и о диагнозе, который поставили младенцу. Очень многие родители лукавят, заполняя эту карту, скрывают данные по разным причинам. И это печально, потому что любая родовая травма приводит к более или менее серьезным изменениям в детском развитии. И чем раньше узнает о таких проблемах ваш психолог, тем больше шансов избежать трудностей, когда ребенок пойдет в школу, тем больше возможностей малышу своевременно помочь. Многие родители боятся занесения диагноза в детсадовскую карту. Напрасно. Если, например, в карту невролог заносит диагноз «логоневроз» — боязнь речи на фоне заикания, то он обязательно снабдит его педагогическими рекомендациями воспитателю, соблюдая которые, она будет помогать ребенку избавиться от проблемы и, соответственно, диагноза. Скрывая истинное положение вещей, вы усугубляете проблемы малыша.
Часто родители с недоверием относятся к психологу, так как полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с этим специалистом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители, сторонники этого взгляда, порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркиваем, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог — это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права. Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.